Диагностика и мониторинг нарушений речи.

   Логопедический мониторинг с помощью тестовой методики Т. А. Фотековой, Т. Ахутиной  «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» адаптирован для обучающихся специальной (коррекционной) школы  и внедрен в практику работы.  Таблицы для заполнения результатов обследования на начало учебного года и конец года, позволяют наглядно представить картину развития речи каждого ребенка, оценить степень выраженности  нарушения разных сторон речи.
  На основе таблиц в конце учебного года составляется график, который позволяет отслеживать динамику речевого развития обучающихся, анализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы. В особо сложных случаях, у детей с тяжелыми нарушениями речи эта методика позволяет составить индивидуальный речевой профиль и на его основе разработать индивидуальную программу развития. 
     Для оценки успешности выполнения разработана балльная система. Методика включает десять серий с речевыми пробами. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из десяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.
   Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий является учет четкости и правильности выполнения, характера и тяжести допускаемых ошибок,  использование стимулирующей помощи при выполнении заданий.


Максимальное количество баллов

Серия
Максимальная оценка
1
Исследование орального праксиса и арткуляциинной моторики.
30 баллов
2
Исследование звукопроизношения.
30 баллов
3
Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.
30 баллов
4
Исследование фонематического восприятия.
30 баллов
5
Исследование словообразовательных процессов.
90 баллов
6
Исследование сформированности грамматического строя речи.
150 баллов
7
Связная речь.
120 баллов
8
Импрессивная речь. Исследование понимания значения слов. Понимание логико-грамматических конструкций.
150 баллов
9
Исследование навыков языкового анализа.
30 баллов
10
Исследование навыков чтения.
45 балов
Итого
705 баллов

   Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное прохождение проб, равно 705.  Если 705 принять за 100%, то процент качества выполнения методики вычисляется умножением суммарного балла на 100 и делением результата на 705.   
  Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности (уровни развития речи):
IV уровень (норма речевого развития) – 100–80%
III уровень – 79,9–65%
II уровень – 64,5–50%
I уровень – 49,9% и ниже.
   Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, высчитывается успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем создается речевой профиль (по оси ординат откладывается качество выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи). Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу. 
  Динамика речевого развития вычисляется по разнице между качеством выполнения методики на начало года и качеством выполнения методики на конец года:
положительная динамика - от 10% и выше;
незначительная динамика - от 5% до 10%;
без динамики - менее 5%.







Комментариев нет:

Отправить комментарий