Публикация в журнале.


Издательство 000 «Издательская фирма «Сентябрь» г. Москва  опубликовала статью в журнале «Практика административной работы в школе» № 7 / 2019г. под авторским названием «Бинарные уроки в специальной (коррекционной) школе». Авторы: Дьяченко Л.В. – учитель начальных классов, Журавлева И.В. – учитель-логопед.



КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бинарные уроки в специальной (коррекционной) школе
Авторы: 
Бинарные уроки предполагают взаимодействие двух педагогов для интеграции учебных дисциплин. Взаимодействие на уроке учителя коррекционного класса и учителя-логопеда позволяет сформировать коррекционно-развивающее пространство для обучающихся с ЗПР.
3D-эффект на уроке
Форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. И это необязательно интеграция учебных дисциплин. Немалый опыт работы в образовательном учреждении коррекционного вида дал нам возможность расширить представления о педагогической интеграции и построить ее по принципу, который мы назвали 3D-эффектом. Этот принцип предполагает совмещение трех видов интеграции:
·         организационной интеграции учителя и учителя-логопеда;
·         методической интеграции нескольких педагогических приемов на одном этапе урока;
·         содержательной интеграции учебной и коррекционно-развивающей деятельности.
В таком виде урок планируется интегрированным по содержанию и бинарным по своей форме. А использование современных активных методов обучения (далее — АМО) двумя специалистами на каждом его этапе позволяет говорить об особенностях организации учебной деятельности с обучающимися с ЗПР, которые определяются учебным диалогом. При этом создается модель учебного диалога не только между учащимися, но и между педагогами, которая демонстрирует широкий спектр средств и способов коммуникации. Таким образом, подготовка и проведение бинарного урока позволили увидеть еще две грани «3D-эффекта»:
·         содержание (интегрированный) — форма (бинарный) — инновационные методы (АМО);
·         треугольник «учитель — специалист (логопед) — учащиеся».
Практика показала, что бинарные интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, увеличивают коррекционно-развивающие возможности для каждого ученика, активизируют познавательную деятельность. А не это ли главное: увлечь, стимулировать к познанию?
Представляем коллегам опыт проведения одного такого урока.
Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана „Золотая осень“»
Обобщенной целью педагогов при проведении этого бинарного урока стало желание мотивировать учащихся на практическое применение полученных ранее знаний, умений и навыков, дать школьникам возможность увидеть результаты своего труда и получить от этого радость и удовлетворение. Обучая детей с ЗПР, мы не понаслышке знаем, что АМО дают возможность поддерживать внимание учащихся на высоком уровне, стимулировать индивидуальную активность, формировать позитивную мотивацию, а это и есть коррекционно-развивающее обучение. Согласовав тему, мы обговорили цели и задачи планируемого урока, обсудили и сформулировали общие понятия, которые ученики должны усвоить, согласовали время на их изучение, выработали тот единый стержень (результат), к которому мы должны подвести учащихся, и подобрали необходимые методы и приемы. Итогом совместного труда стала методическая разработка урока по развитию речи на тему «Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана „Золотая осень“».
Данный урок построен на АМО и содержит несколько особенностей: игровая деятельность, высокая мотивация на интерес, практическая направленность используемых методов и приемов, их коррекционно-развивающий подход, смена видов деятельности, наличие этапа музыкальной разминки для снятия напряжения и обязательная рефлексия. Все это позволяет получить качественные результаты обучения. Урок направлен на формирование навыков подготовки к написанию сочинения по картине через структурирование действий по изученному алгоритму. Неоднократное применение этого алгоритма вырабатывает у школьников с ЗПР набор пошаговых учебных действий для деятельности в аналогичных учебных ситуациях. Ведь, несмотря на диагноз, наши ученики легко осваивают принципы выполнения алгоритма и в дальнейшем применяют эти принципы в работе над сочинением по другим картинам.
Центральное задание урока — создание опорного материала для написания сочинения — проходит в нетрадиционной форме. Ученики при помощи «волшебных беретиков» превращаются в живописцев осенних деревьев, помощников принцессы Осени. Они создают опорный материал, приклеивая разноцветные листочки-помощники на заготовленные наброски «Чудо-дерева». Этот прием мы придумали специально для данного урока. Он является интерпретацией АМО «Дерево предсказаний», но в данном случае имеет практическое назначение, логопедический и коррекционно-развивающий смысл. Ствол дерева — тема сочинения, ветви — объекты для описания, а листья — описание этих объектов. Под руководством педагогов на нижних ветвях учащиеся пишут название объектов переднего плана, на верхних ветвях — заднего плана. Затем, подбирая к словам-объектам слова-признаки, записывают их на листочках-заготовках, которые приклеивают к соответствующей веточке дерева. В конце урока на месте корней ребята пишут выводы (свое отношение к картине). Таким образом создается сюжетная линия будущего сочинения. Работа с «Чудо-деревом» дает возможность проработать материал по описанию объектов картины учащимся с различными особенностями развития и разным видом восприятия: и аудиалам, и визуалам (подключение зрительного или слухового восприятия).
В данный метод мы внедрили эффективный для обучающихся с ЗПР прием «Облака мыслей» (автор Ш. А. Амонашвили). Прием сродни технике «лавинного опроса». Учащиеся приводят первые пришедшие в голову слова-признаки для описания объекта, не останавливаясь на них подробно. Суть подхода в том, что он позволяет отвечать на вопросы учителя не полными предложениями, а отдельными конкретными словами, что свойственно детям с ЗПР. После того как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги (у нас это делается на листьях дерева) и систематизируются в соответствии с заданными показателями (у нас клеятся к соответствующей ветке дерева). Недостаток умственной деятельности данной категории обучающихся проявляется в сложности сформулировать ответ полным предложением, этот процесс даже у четвероклассников всегда требует усилий. Учитывая такие психофизиологические особенности, прием «Облака мыслей» был выбран нами целенаправленно, чтобы не перегружать мыслительную деятельность учеников, а поставить на конкретном уроке в приоритет работу их творческого мышления, предоставив возможность продуктивнее работать при устном описании объектов картины.
С целью выработки у обучающихся с ЗПР орфографической зоркости при написании слов на листочках для «Чудо-дерева» мы использовали методику «Орфографическое проговаривание слов» (автор П.С. Тоцкий). В основе методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Каждая буква проговаривается так, как она пишется, что имеет коррекционный эффект в разноуровневом классе и вырабатывает у всех обучающихся устойчивый навык: орфографическую зоркость.
Применение инновационных методов и приемов на различных этапах урока
На каждом этапе урока по развитию речи мы бинарно использовали и другие инновационные методы и приемы. На этапе мотивации в качестве речевой зарядки применялось логопедическое упражнение «Чистоговорка». Восприятие картин с осенними пейзажами, определение сходства красок и общей темы в них помогал определить метод «Визуальная опора». У детей с ЗПР он развивает положительную учебную мотивацию и интерес к познанию. Прием «Побуждение» использовался для вызова мотивов получения новых знаний. Он вырабатывает умение прогнозировать предстоящую работу, умение определять и формулировать тему и цель урока, определять тематику деятельности на уроке. И даже танцевально-ритмическая пауза с осенними листьями занимала свое важное место в структуре урока по развитию речи. Она создавала особый эмоциональный фон и развивала музыкально-ритмические способности у детей с ЗПР, способствовала активному отдыху организма в процессе учебной деятельности.
На этапе овладения учебными умениями использовался фронтальный метод, который вырабатывает умение работать с ранее полученной информацией, умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее, участвовать в диалоге на уроке. Мы внедрили в него универсальный прием «Своя опора», который позволяет «сворачивать» информацию. Такой прием формирует у обучающихся навык выделять главную мысль, устанавливать связи между объектами, представлять информацию в «свернутом виде». Фронтальный метод украсило целесообразное применение дидактической игры «Подбери слова сравнения». Такой логопедический прием развивает у учеников с ЗПР умение говорить на заданную тему, обогащает словарный запас, развивает способность мыслить.
Этап закрепления умений в структуре описываемого урока включает коллективное составление плана сочинения. Чтобы выработать умение планировать свою работу, определять последовательности и в результате коллективно составлять план сочинения, мы применили педагогический прием «Советуйтесь». Он предполагает работу по плану, сверяясь с целью урока, способствует развитию умения излагать свое мнение, аргументировать его.
Активная логопедическая работа проводилась на этапе включения изученного в систему знаний. Во время составления устного текста корректировались лексико-грамматические ошибки, контролировалась связь составленного текста с содержанием картины. На этом этапе мы применили АМО «Сообщи свое „Я“», который вырабатывает навык ценностного отношения к совместной деятельности, развивает рефлексивные умения, а также умения слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и предположения.
На заключительном этапе урока учащиеся заполнили лист самооценки, самостоятельно выбирая предложенные утверждения, помогающие оценить каждому свою работу. Этот прием уже в начальной школе формирует у школьников умение оценивать свои результаты, сравнивать с заданным эталоном для обнаружения отклонений или отличий от него. Так как дети с ЗПР часто проявляют неуверенность в своих действиях, такой самоанализ — важный и необходимый элемент в структуре урока. Хочется заметить, что прием «Лист самооценки» при неоднократном применении позволяет обучающимся увидеть недостатки своей деятельности.
Все используемые методы и приемы обеспечивали активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока. Такая организация обучения позволила получить качественные результаты: обучающие, коррекционно-развивающие, формирующие жизненные компетенции. В результате все ученики овладевают основными понятиями урока: план подготовки к написанию сочинения, основные части текста, план написания сочинения и вообще весь алгоритм данного вида деятельности — учебного умения составления текста-описания по картине.




Комментариев нет:

Отправить комментарий