Издательство
000 «Издательская фирма «Сентябрь» г. Москва опубликовала статью в журнале «Практика административной
работы в школе» № 7 / 2019г. под авторским названием «Бинарные уроки в
специальной (коррекционной) школе». Авторы: Дьяченко Л.В.
– учитель начальных классов, Журавлева И.В. – учитель-логопед.
КОРРЕКЦИОННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Бинарные уроки в
специальной (коррекционной) школе
Авторы:
Бинарные уроки
предполагают взаимодействие двух педагогов для интеграции учебных дисциплин.
Взаимодействие на уроке учителя коррекционного класса
и учителя-логопеда позволяет сформировать коррекционно-развивающее
пространство для обучающихся с ЗПР.
3D-эффект на уроке
Форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна.
И это необязательно интеграция учебных дисциплин. Немалый опыт работы
в образовательном учреждении коррекционного вида дал нам возможность
расширить представления о педагогической интеграции и построить
ее по принципу, который мы назвали 3D-эффектом. Этот принцип
предполагает совмещение трех видов интеграции:
·
организационной интеграции учителя и учителя-логопеда;
·
методической интеграции нескольких педагогических приемов
на одном этапе урока;
·
содержательной интеграции учебной и коррекционно-развивающей
деятельности.
В таком виде урок
планируется интегрированным по содержанию и бинарным по своей
форме. А использование современных активных методов обучения (далее — АМО) двумя специалистами на каждом
его этапе позволяет говорить об особенностях организации учебной
деятельности с обучающимися с ЗПР, которые определяются учебным
диалогом. При этом создается модель учебного диалога не только между
учащимися, но и между педагогами, которая демонстрирует широкий
спектр средств и способов коммуникации. Таким образом, подготовка
и проведение бинарного урока позволили увидеть еще две грани «3D-эффекта»:
·
содержание (интегрированный) — форма (бинарный) — инновационные методы (АМО);
·
треугольник «учитель — специалист (логопед) — учащиеся».
Практика показала, что бинарные интегрированные уроки расширяют
рамки обычного урока, увеличивают коррекционно-развивающие возможности для
каждого ученика, активизируют познавательную деятельность.
А не это ли главное: увлечь, стимулировать к познанию?
Представляем коллегам опыт проведения одного такого урока.
Урок
развития речи на тему «Подготовка к написанию
сочинения по репродукции картины И. И. Левитана „Золотая осень“»
Обобщенной целью педагогов
при проведении этого бинарного урока стало желание мотивировать учащихся
на практическое применение полученных ранее знаний, умений и навыков,
дать школьникам возможность увидеть результаты своего труда и получить
от этого радость и удовлетворение. Обучая детей с ЗПР, мы не понаслышке
знаем, что АМО дают возможность поддерживать внимание учащихся на высоком
уровне, стимулировать индивидуальную активность, формировать позитивную
мотивацию, а это и есть коррекционно-развивающее обучение. Согласовав
тему, мы обговорили цели и задачи планируемого урока, обсудили
и сформулировали общие понятия, которые ученики должны усвоить,
согласовали время на их изучение, выработали тот единый стержень (результат), к которому мы должны подвести
учащихся, и подобрали необходимые методы и приемы. Итогом совместного
труда стала методическая разработка урока по развитию речи на тему «Подготовка к написанию сочинения
по репродукции картины И. И. Левитана „Золотая осень“».
Данный урок построен на АМО и содержит несколько
особенностей: игровая деятельность, высокая мотивация на интерес,
практическая направленность используемых методов и приемов,
их коррекционно-развивающий подход, смена видов деятельности, наличие
этапа музыкальной разминки для снятия напряжения и обязательная рефлексия.
Все это позволяет получить качественные результаты обучения. Урок направлен
на формирование навыков подготовки к написанию сочинения
по картине через структурирование действий по изученному алгоритму.
Неоднократное применение этого алгоритма вырабатывает у школьников
с ЗПР набор пошаговых учебных действий для деятельности в аналогичных
учебных ситуациях. Ведь, несмотря на диагноз, наши ученики легко осваивают
принципы выполнения алгоритма и в дальнейшем применяют эти принципы
в работе над сочинением по другим картинам.
Центральное задание
урока — создание опорного материала для написания сочинения —
проходит в нетрадиционной форме. Ученики при помощи «волшебных
беретиков» превращаются в живописцев осенних деревьев, помощников
принцессы Осени. Они создают опорный материал, приклеивая разноцветные
листочки-помощники на заготовленные наброски «Чудо-дерева».
Этот прием мы придумали специально для данного урока. Он является
интерпретацией АМО «Дерево предсказаний»,
но в данном случае имеет практическое назначение, логопедический
и коррекционно-развивающий смысл. Ствол дерева — тема сочинения,
ветви — объекты для описания, а листья — описание этих объектов.
Под руководством педагогов на нижних ветвях учащиеся пишут название
объектов переднего плана, на верхних ветвях — заднего плана. Затем,
подбирая к словам-объектам слова-признаки, записывают
их на листочках-заготовках, которые приклеивают
к соответствующей веточке дерева. В конце урока на месте корней ребята
пишут выводы (свое отношение к картине). Таким образом
создается сюжетная линия будущего сочинения. Работа с «Чудо-деревом» дает
возможность проработать материал по описанию объектов картины учащимся
с различными особенностями развития и разным видом восприятия:
и аудиалам, и визуалам (подключение
зрительного или слухового восприятия).
В данный метод
мы внедрили эффективный для обучающихся с ЗПР прием «Облака мыслей» (автор Ш. А.
Амонашвили). Прием сродни технике «лавинного
опроса». Учащиеся приводят первые пришедшие в голову слова-признаки для
описания объекта, не останавливаясь на них подробно. Суть подхода
в том, что он позволяет отвечать на вопросы учителя
не полными предложениями, а отдельными конкретными словами, что
свойственно детям с ЗПР. После того как основные характеристики
перечислены, они записываются на доске или листе бумаги (у нас это делается на листьях дерева)
и систематизируются в соответствии с заданными показателями (у нас клеятся к соответствующей ветке
дерева). Недостаток умственной деятельности данной категории обучающихся
проявляется в сложности сформулировать ответ полным предложением, этот
процесс даже у четвероклассников всегда требует усилий. Учитывая такие
психофизиологические особенности, прием «Облака мыслей»
был выбран нами целенаправленно, чтобы не перегружать мыслительную
деятельность учеников, а поставить на конкретном уроке
в приоритет работу их творческого мышления, предоставив возможность
продуктивнее работать при устном описании объектов картины.
С целью выработки
у обучающихся с ЗПР орфографической зоркости при написании слов
на листочках для «Чудо-дерева»
мы использовали методику «Орфографическое
проговаривание слов» (автор П.С. Тоцкий).
В основе методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная
память. Каждая буква проговаривается так, как она пишется, что имеет
коррекционный эффект в разноуровневом классе и вырабатывает
у всех обучающихся устойчивый навык: орфографическую зоркость.
Применение инновационных
методов и приемов на различных этапах урока
На каждом этапе урока
по развитию речи мы бинарно использовали и другие инновационные
методы и приемы. На этапе мотивации в качестве
речевой зарядки применялось логопедическое упражнение «Чистоговорка».
Восприятие картин с осенними пейзажами, определение сходства красок
и общей темы в них помогал определить метод «Визуальная
опора». У детей с ЗПР он развивает положительную учебную
мотивацию и интерес к познанию. Прием «Побуждение»
использовался для вызова мотивов получения новых знаний. Он вырабатывает
умение прогнозировать предстоящую работу, умение определять
и формулировать тему и цель урока, определять тематику деятельности
на уроке. И даже танцевально-ритмическая пауза с осенними
листьями занимала свое важное место в структуре урока по развитию
речи. Она создавала особый эмоциональный фон и развивала
музыкально-ритмические способности у детей с ЗПР, способствовала
активному отдыху организма в процессе учебной деятельности.
На этапе овладения
учебными умениями использовался фронтальный метод, который вырабатывает умение
работать с ранее полученной информацией, умение отвечать на вопросы,
используя знания, полученные ранее, участвовать в диалоге на уроке.
Мы внедрили в него универсальный прием «Своя опора»,
который позволяет «сворачивать» информацию. Такой прием формирует
у обучающихся навык выделять главную мысль, устанавливать связи между
объектами, представлять информацию в «свернутом виде». Фронтальный метод
украсило целесообразное применение дидактической игры «Подбери слова
сравнения». Такой логопедический прием развивает у учеников с ЗПР
умение говорить на заданную тему, обогащает словарный запас, развивает
способность мыслить.
Этап закрепления
умений в структуре описываемого урока включает коллективное
составление плана сочинения. Чтобы выработать умение планировать свою работу,
определять последовательности и в результате коллективно составлять
план сочинения, мы применили педагогический прием «Советуйтесь».
Он предполагает работу по плану, сверяясь с целью урока,
способствует развитию умения излагать свое мнение, аргументировать его.
Активная логопедическая
работа проводилась на этапе включения изученного
в систему знаний. Во время составления устного текста
корректировались лексико-грамматические ошибки, контролировалась связь
составленного текста с содержанием картины. На этом этапе
мы применили АМО «Сообщи свое „Я“», который
вырабатывает навык ценностного отношения к совместной деятельности,
развивает рефлексивные умения, а также умения слушать и понимать речь
других, высказывать свои мысли и предположения.
На заключительном
этапе урока учащиеся заполнили лист самооценки, самостоятельно выбирая
предложенные утверждения, помогающие оценить каждому свою работу. Этот прием
уже в начальной школе формирует у школьников умение оценивать свои
результаты, сравнивать с заданным эталоном для обнаружения отклонений или
отличий от него. Так как дети с ЗПР часто проявляют неуверенность
в своих действиях, такой самоанализ — важный и необходимый
элемент в структуре урока. Хочется заметить, что прием «Лист самооценки» при неоднократном применении
позволяет обучающимся увидеть недостатки своей деятельности.
Все используемые методы и приемы обеспечивали активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности
на протяжении всего урока. Такая организация обучения позволила получить
качественные результаты: обучающие, коррекционно-развивающие, формирующие
жизненные компетенции. В результате все ученики овладевают основными
понятиями урока: план подготовки к написанию сочинения, основные части
текста, план написания сочинения и вообще весь алгоритм данного вида
деятельности — учебного умения составления текста-описания
по картине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий