Технология наглядного моделирования.

" Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
 - он будет долго и напрасно мучиться, 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету" К.Д.Ушинский.


Для большинства детей с ЗПР характерны стойкие трудности приёма, переработки и воспроизведения информации, т.к. нарушены или несформированы операции анализа и синтеза, обобщения и классификации, кодирования и декодирования, абстрагирования. Развитию этих мыслительных процессов способствует технология наглядного моделирования, которая учит закономерности формирования у человека понятий и представлений, и позволяет систематизировать и структурировать сведения из различных информационных потоков.

Технология наглядного моделирования представлена в исследованиях  Л.А. Венгера, Ю.Ф. Гаркуши, Т.Б. Полянской, Т.В. Пятницы и Т.В. Солоухиной-Башмаковой.

Одной из эффективных технологий обучения детей с ЗПР является наглядное моделирование.
Применяя эту технологию в своей работе, я с учениками  изображаю действия, предметы, явления, понятия, эпизоды текста с помощью схематических изображений - символов, знаков, которые отражают существенные связи и свойства предметов.

Обучение детей с ЗПР использованию наглядных моделей проводится мной в три этапа:
  • восприятие и анализ объектов, явлений и событий окружающей действительности;
  • обозначение усвоенных сенсорных материалов с помощью знаков и символов;
  • создание и анализ модели.

Формируя навыки наглядного моделирования у детей с ЗПР, я решаю ряд задач:
  • знакомство с графическим способом передачи информации;
  • развитие умения дешифровки моделей;
  • формирование навыков самостоятельного моделирования.

В начале работы я с детьми сопоставляю реальный объект с иллюстрацией, которая замещает этот предмет (явление, действие)

На следующем этапе я знакомлю учеников с условно-реальным изображением предмета, представленным схематично, но сохраняющим яркие характерные черты и признаки.

 На последнем этапе ребёнку предлагаю изображения с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Технология наглядного моделирования применяется мной во всех направлениях коррекционно-развивающей работы.

 Мой опыт применения в работе с младшими школьниками с ЗПР технологии наглядного моделирования, реализованной с помощью бесплатных сервисов LearningApps, Mindomo, Tiki-toki.

2.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов (LearningApps.org)

 


3. Формирование лексико-грамматических категорий (LearningApps.org)
 


4. Формирование связной речи (Mindomo.com)
 
Make your own mind maps with Mindomo.





                                                                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий